Одной из основных задач ГО является организация жизнеобеспечения населения в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Меры жизнеобеспечения осуществляются центральными и местными органами исполнительной власти структурными подразделениями в их составе, непосредственно отвечающих за защиту населения, администрациями предприятий, учреждений и организаций с целью удовлетворения жизненных потребностей граждан, пострадавших от последствий ЧС. Главными мероприятиями являются:
— предоставления жилья
— организация питания
— обеспечение одеждой, обувью и товарами первой необходимости
— медицинское обслуживание и т. п.
Организация жизнеобеспечения населения в экстремальных условиях является комплекс мероприятий, направленных на создание и поддержание нормальных условий жизни, здоровья и работоспособности людей.
Он включает:
— управления деятельностью рабочих и служащих, всего населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
— защите населения и территорий от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
— обеспечения населения питьевой водой, продовольственными товарами и предметами первой необходимости;
— защита продовольствия, пищевого сырья, фуража, водоисточников от радиационного, химического и биологического заражения (загрязнения)
— жилищное обеспечение и трудоустройства;
— коммунально-бытовое обслуживание;
— медицинское обслуживание
— обучение населения способам защиты и действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;
— разработка и своевременное введение режимов деятельности в условиях радиационного, химического и биологического заражения;
— санитарную обработку;
— обеззараживание территории, сооружений, транспортных средств, «оборудования, сырья, материалов и готовой продукции
— подготовка сил и средств и ведению спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;
— обеспечения населения информацией о характере и уровне опасности, порядок поведения; морально-психологическую подготовку и меры, по поддержанию высокой психологической устойчивости людей в экстремальных условиях
— меры, направленные на предупреждение, предотвращение или ослабление неблагоприятных для людей экологических последствий чрезвычайных ситуаций и другие мероприятия.
Все эти мероприятия организуются государственной исполнительной властями областей, районов, городов, районов в городах, поселков и сел, органами управления гражданской обороны при четком согласовании между ними мероприятий, проводимых. Руководители предприятий, учреждений и организаций является непосредственными исполнителями этих мероприятий. Мероприятия разрабатываются заблаговременно, отражаются в планах ЦО и выполняются в период угрозы и после происшествия.
Даже в условиях мирного времени могут возникать очаги массового поражения чрезвычайного характера, которые приводят к нарушению нормальной деятельности населения, гибели людей, разрушению и уничтожению материальных ценностей.
Ежегодно в Украине возникает около 1000 тяжелых ЧС природного и техногенного характера, которые приводят к гибели тысяч людей, а материальные убытки достигают нескольких миллиардов гривен и составляют от 3,2 до 4% внутреннего валового продукта.
При таких условиях наряду с другими задачами по ликвидации последствий ЧС важное значение имеют медицинские задачи.
Медицинская защита населения, проживающего в районе расположения АЭС, составляет важную часть целого комплекса защитных мероприятий, которые реализуются штабами и службами ГО в случае возникновения радиационное опасной аварии на такой станции.
Основной целью таких мероприятий является сведение к минимуму количества облученных людей и доз их облучения, обусловленного нахождением на радиационно загрязненных территориях.
Планирование мероприятий осуществляется органами управления ГО соответствии с требованиями «Типового содержания плана мероприятий по защите населения в случае общей радиационной аварии на АЭС».
Принципы организации медицинской помощи пострадавшим в результате аварии на радиационно опасном объекте. Основные мероприятия при организации медицинской помощи пораженным включают:
— проведение мероприятий противорадиационной защиты;
— предоставление в максимально короткие сроки первой медицинской помощи;
— организация эвакуации пораженных из загрязненной зоны;
— проведение санитарной обработки пораженных и дезактивация их одежды и обуви;
— максимальное приближение к месту аварии формирований ЭМП, что оказывают первую медицинскую помощь
— организация специализированной медицинской помощи; Медицинское обеспечение пострадавших при аварии осуществляется как лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ) объекта атомной энергетики, так и силами ЭМП по заранее разработанному плану.
Согласно плану защиты населения разрабатывается «План медицинского обеспечения населения в случае общей аварии на атомной станции», в котором более подробно освещаются задачи местных сил гражданской обороны, ответственность должностных лиц и порядок взаимодействия с другими службами, органами управления ГО, медико-санитарной частью, которая обеспечивает АЭС.
В случае возникновения общей аварии на АЭС, основными мероприятиями местных сил гражданской обороны являются: —
участие в контроле за уровнями радиации на местности; —
порядок выдачи больным и персонала медицинских учреждений СИЗ и использования ПРУ; —
организация санитарного надзора за радиационной безопасностью различных групп населения, а также лиц, что принимают участие в ликвидации последствий аварий на АЭС, —
организация медицинского обследования населения, которое потерпело действие ионизирующего излучения и диспансерное наблюдение за ними, —
общие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия. Из всех мероприятий, которые осуществляет МСЦО относительно населения,
потерпело действия ионизирующего излучения вследствие аварии на АЭС, наиболее важным в начальный период после ее возникновения является йодная профилактика, которая является достаточно эффективным методом защиты щитовидной железы от воздействия радиационных изотопов, поступающих в организм человека ингаляционным путем. Средства йодной профилактики в таблетках, а через 1,5-2 месяца после аварии вывода J132, J134 — ферроцин в виде порошков.
Если излучение, прогнозируется:
— не превышает нижнего уровня, то не нужно реализовывать меры
— превышает нижний уровень, но не достигает верхнего, то решение о мерах защиты может быть отсрочено и должно приниматься с учетом конкретной радиационной обстановки и местных условий;
— превышает или достигает верхний уровень, то проведение мероприятий. Дозовые критерии для мероприятий ранней фазы аварии относятся к дозе, которая прогнозируется на короткое время (но не меньше, чем продолжительность ранней стадии). Дозовые критерии для ограничения потребления загрязненных продуктов и питьевой воды относятся к прогнозируемой дозы от внутреннего облучения радионуклидами в зависимости от количества воды и пищи, которые будут потреблены в течение 1 года.
Оставить комментарий