Качества человека — это свойства человека, которые в значительной степени влияют на жизнедеятельность человека, это способности, эмоциональные и волевые качества.
Способности — это психофизиологические свойства человека, которые реализуют функции отображения существующего мира и регуляции поведения: ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, психомоторика (движения, произвольные реакции, действия, внимание).
Различают общие и специальные способности. Специальные способности, которые проявляются в творческом решении задач, называются талантом, а людей, которым они присущи, — талантливыми. Превосходная степень в развитии способностей — гениальность.
Природные возможности развития способностей каждого человека называют задатками. Задатки развиваются в процессе воспитания, обучения и практической деятельности. К задатков относятся психологические процессы, степень их проявления. Одной из особенностей психологического процесса являются ощущения.
Ощущение — это основа знаний человека об окружающем мире, отображение свойств предметов, возникающие у человека при непосредственном воздействии их на его органы чувств.
Ощущение имеет рефлекторный характер, физиологической основой которого является нервный процесс, стимулируется действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор. Отражения действительности понимают как восприятие.
Восприятие — это отражение в сознании человека предметов, как целостных образов при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Восприятие делятся на виды по нескольким признакам:
ведущим анализатором (зрительное, слуховое, осязательное и т.д.);
формой существования материи (пространство, время, движение);
активностью (восприятие невольно и умышленно).
Восприятие вообще и способности по восприятию информации имеют существенное значение для реализации других психических процессов, особенно памяти.
Память — одна из важнейших функций человеческого мозга.
Если восприятие — это начальный этап познавательного процесса, отражение объективной реальности, действующей на органы чувств в настоящее время, то память — это отражение реальности, действовавшей в прошлом.
Память — это способность человека фиксировать, хранить и воспроизводить информацию, опыт (знания, навыки, умения, привычки). Человеческая память удерживает два вида информации: генетическую (видовое эволюционную) и приобретенную (прижизненную).
Мышление — это высшая форма отражения реальности и сознательной целенаправленной деятельности человека, направленной на опосредование, абстрактное обобщенное познание явлений окружающего мира, сути этих явлений и связей между явлениями. Важнейшее значение в процессе мышления имеют слова, язык, анализаторы.
Вся мыслительная деятельность (суждения, понимание, формирование понятий) состоит из следующих мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация.
Анализ — это мысленный разделение предмета, явления на составные части, признаки, свойства и выделения этих компонентов.
Синтез — мысленное соединение в единое целое отдельных частей, признаков, свойств предметов, явлений или понятий.
Обобщение — выделение на основании сравнения главного, общего, особенного или частичного, что характерно для определенного явления, предмета, объекта.
Абстракция — выделение существенных особенностей группы предметов, явлений или понятий.
Конкретизация — переход от общего к частному, связь теории с практикой, переход к конкретной действительности, чувственного опыта.
Психомоторные способности характеризуются действиями, направленными на достижение элементарной цели одним или несколькими движениями.
Внимание — это направленность и сосредоточенность в сознании на объектах или явлениях, что способствует повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
К основным функциям внимания отнесены выбор воздействий, регулирование и контроль деятельности, пока не будет достигнута ее цель. Внимание характеризуют концентрация, устойчивость, распределение, переключение и объем.
Оставить комментарий