Человек как живое существо имеет две характерные составляющие: организм и психику.
Психика — это свойство нервной системы.
Нервная система — это совокупность структур в организме, объединяющая деятельность всех органов и систем и обеспечивающая функционирование организма как единого целого в его постоянном взаимодействии с внешней средой.
Фактически люди имеют две нервные системы: центральную и вегетативную. Центральная нервная система управляет отношениями человека с внешним миром. Она включает: спинной мозг, большие полушария головного мозга, которые связаны с промежуточным мозгом, средний мозг, задний мозг, продолговатый мозг, мозжечок. Вегетативная нервная система управляет деятельностью внутренних органов.
Установлено, что функция левого полушария — оперирование вербально-знаковой информацией, чтение, счет, тогда как функция правого полушария — это оперирование образами, ориентация в пространстве, распознавание мелодий, идентификация сложных предметов, продуцирование сновидений.
У людей с поврежденной левого полушария головного мозга нарушается речь, страдает или отсутствует логика в суждениях.
При нарушении целостности правого полушария резко обедняется эмоциональная сторона жизнедеятельности. Если нарушена лобная часть головного мозга, то страдает двигательный механизм речи, регуляции форм поведения, мышления. Если поражена височно часть головного мозга, то нарушается восприятие слуховых, вкусовых качеств, анализ и синтез звуков, память.
Доминирующим в формировании личности является развитие левополушарным компонентов мышления. Правополушарное, образно-творческое мышление постепенно подавляется при пороках воспитания и обучения, и талантливые дети становятся обычными «стандартными» взрослыми.
На мозг человека непрерывно действуют разнообразные по количеству и качеству раздражители с внутренней и окружающей среды. Возникновение неожиданной и напряженной ситуации приводит к нарушению равновесия между организмом и окружающей средой. Наступает неспецифическая реакция организма в ответ на эту ситуацию — стресс.
Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов и связана с центральной системой.
Связь между ощущением и поведением устанавливается преимущественно в определенных участках коры головного мозга и, в зависимости от раздражителя, происходит адекватный действие организма — рефлекс. Рефлексы могут быть двух видов-безусловные и условные.
Безусловные рефлексы — это стереотипы поведения, приобретенные человеком в постоянных условиях внешней среды, которые формировались в процессе всей предыдущей истории развития и передаются в наследственность.
Условные рефлексы — это поведение, которое приобретают в результате обучения или в случае действий, которые часто повторяются, особенно если последовательность их выполнения долго остается неизменной. Это позволяет выполнять эти действия в полуавтоматическом режиме. Такие действия называют динамическим стереотипом.
Одним из фундаментальных свойств центральной нервной системы является ее способность создавать очаги торможения и очаги активности. Способность к длительной активной работе и противодействия усталости зависит от индивидуальной выносливости нервной системы по отношению к возбудительному и тормозному процессам, т.е. от ее силы.
Наиболее благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы создаются при правильном чередовании труда, активного отдыха и сна. Устранение физической усталости и нервной переутомления наступают при чередовании одного вида деятельности с другим, при этом нагрузка будут испытывать поочередно различные группы нервных клеток. В условиях высокой автоматизации производства профилактика переутомления достигается личной активностью работника, его творческой заинтересованностью, регулярным чередованием моментов работы и отдыха.
Оставить комментарий