Человек — единственное существо на Земле, которая является одновременно представителем как биологической, так и социальной системы. Ее социальные черты обнаружены в отношении одного лица к другому, к обществу в целом. Они формируются в процессе развития и самореализации человека на протяжении жизни.
Социализация — это процесс и результат становления личности, усвоения им ценностей, норм, ориентаций, характерные для определенного общества (группы людей, семьи). Иными словами, социализация — это процесс, в котором индивидуум приобретает свойства, необходимые для жизнедеятельности в обществе. Формирование человека как носителя определенных ценностей, норм, установок, ориентаций предполагает выработку у нее именно таких свойств и способностей.
Любое общество стремится сформировать человека физически, психически и социально здоровой основе своих моральных, интеллектуальных и физических идеалов. Содержание этих идеалов зависит от исторических традиций, социально-политического строя общества. Помимо психологических механизмов социализации (знания, умения, навыки, руководство, убеждение, пример, адаптация, внушение, имитация т.д.) отметим внешние факторы социализации, которые называют институтами социализации (семья, школа, учреждения и организации, неформальные группы, средства массовой информации , общественное мнение и др..).
Процесс социализации человека неотделим от усвоения им социальных ролей. Когда человек реализует свои права и обязанности в соответствии с социальными надежд, то она выполняет определенную социальную роль. Роль означает социальную функцию конкретного человека, определенную модель его поведения, которая зависит от социальных норм, ожиданий, отношений, взаимосвязей между людьми в процессе совместной деятельности.
Положение, которое занимает человек в системе социальных отношений при исполнении ролей, определяется понятием социального статуса. Статус человека охватывает ее права, обязанности и привилегии — это интегрированный индекс положения человека в обществе. С помощью статуса оформляются, упорядочиваются, регламентируются отношения и поведение людей в группах, мотивация социального поведения. Важными характеристиками статуса являются престиж и авторитет как мера признания окружающими определенных заслуг человека.
Самооценка — способность личности оценить особенности своего характера, моральные качества, природные задатки, поступки, внешность, а также процесс и результат своей деятельности. Самооценка — это элемент самосознания, который характеризуется эмоционально насыщенными оценкам самого себя. Самооценка определяет взаимоотношения с окружающими людьми, требовательность к себе, восприятие успехов и неудач. Она является важным регулятором поведения человека, а также влияет на развитие личности, эффективность ее деятельности. Различают несколько видов самооценки
по уровню — высокая, средняя, низкая;
за осознанием — осознанная, неосознанная;
за дифференцированность — дифференцированная, недифференцированная;
по предмету — личная, деятельностная;
по стечению оценкам других людей — конфликтная, бесконфликтная;
за соответствием с реальными возможностями человека — адекватная и неадекватная (заниженная или завышенная).
Неадекватная, завышенная или заниженная, самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивацию и эмоционально-волевую сферу, а значит вредит гармоничному развитию личности, ее психическом и социальном здоровью.
Иногда возникают расхождения между самооценкой и оценками других людей. Если оценки, сделанные другими людьми, выше самооценки, то такое расхождение может стимулировать развитие личности, если же самооценка превышает оценки посторонних людей, то это может привести к конфликту.
Дружба — отношения, основанные на взаимном доверии, симпатии, общих интересах и эмоциональной привязанности. Физиологическую основу дружбы составляет потребность в общении и эмоциональном контакте. Дружеские отношения развиваются вместе с развитием сознания и коммуникативных способностей человека и его способностью к сопереживанию и пониманию другого человека. Дружба имеет большое влияние на развитие самосознания человека, недостаток дружеских отношений негативно влияет на социальное здоровье и эмоциональную сферу человека.
Эмпатия — познание человеком внутреннего мира других людей, ощущение эмоционального состояния другого человека, способность эмоционально воспринимать переживания других людей.
Способность к эмпатии развивает способность к быстрому и адекватному познанию людей и прогнозирования их поведения. Хотя эмпатия свойство сугубо личное, она биосоциальную природу и поддается формовке. Благодаря способности к эмпатии в современном обществе выявляют такие важные человеческие качества как альтруизм, гуманность.
Альтруизм — нравственный принцип, согласно которому лицо бескорыстно стремится помочь другим, жертвуя собственными интересами. Противоположным альтруизма является принцип эгоцентризма, когда лицо сосредоточено на собственных переживаниях, интересах и может понимать других людей.
Гуманность — это уважение к человеку и его достоинству, сочувствие ей, забота о ее благополучии. Она выражается в соблюдении принципов равенства между всеми людьми, уважения и справедливости.
Конфликт — предельно обостренное противостояние, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Различают внутренние и внешние конфликты. Внутренний конфликт обусловлено противостоянием равных по силе, но противоположных по направлению потребностей, мотивов, интересов у одного и того же лица. Внешне он проявляется в неустойчивом настроении, повышенной чувствительности и в случае значительной длительности может привести к отклонениям в поведении.
Внешний конфликт возникает между лицами или группами лиц, которые стремятся достичь несовместимые цели, или следуют несовместимых ценностей и норм, или в конкурентной борьбе стремятся достичь одну цель. Естественно, что существует ют межличностные противоречия. В доброжелательной споре они легко решаются, но если стороны отстаивать безальтернативно свою позицию, то могут перерасти в конфликт.
Участниками внешнего конфликта бывают отдельные личности, социальные группы, организации, государства, следовательно различают следующие типы конфликтов: личность-личность, личность-группа, и группа-группа и др..
Конфликт существенно зависит от социально-психологической среды, в котором он возникает и развивается. Влияние участников конфликта и условий его течении происходит через опосредованную звено, какова образы конфликтной ситуации, созданные каждым участником конфликта «. По соотношению между образом конфликтной ситуации и реальностью выделяют следующие случаи:
адекватно осознанный конфликт, когда конфликтная ситуация объективно существует и ее участники правильно понимают сущность себя, других и ситуацию частности;
неадекватно осознанный конфликт, когда конфликтная ситуация объективно существует, однако осознается конфликтующими сторонами с определенными отличиями от реального положения вещей;
конфликт без взаимодействия, когда конфликтная ситуация объективно существует, но не осознается участником конфликта;
мнимый конфликт, когда объективно конфликтной ситуации нет, однако отношения между сторонами воспринимаются как конфликтные.
Решение внешних конфликтов возможно благодаря превращению самой объективной ситуации, а также вследствие изменения образов конфликтной ситуации участников конфликта «. Для решения таких конфликтов используют одну из таких тактик:
на основе его сущности и содержания;
с учетом его целей;
с учетом его функций;
с учетом эмоционально-познавательного состояния его участников;
с учетом особенностей его участников;
с учетом возможных последствий;
с учетом этики отношений конфликтующих.
Оставить комментарий