Повышение работоспособности человека.

povyshenie rabotosposobnosti chelovekaПовышение работоспособности человека является одним из важных факторов рационализации трудовой деятельности.
Эффективность трудовой деятельности во многом определяется уровнем работоспособности человека. Исследованием этого вопроса занимались многие ученые.
Под работоспособностью понимают способность человека выполнять работу в течение определенного времени при сохранении количественных и качественных показателей. Высокой работоспособности способствует рациональный режим труда и отдыха.
Физиологические и психологические основы труда исследовали авторы пособия «Психофизиология труда» В. Г. Ткачук и В. Е. Хапко. Согласно этим исследованиям необходимость чередования труда и отдыха является одной из физиологических особенностей человека. Режимы труда и отдыха базируются на научном основе с учетом физиологических закономерностей приспособления организма человека к условиям трудовой деятельности, а также особенностей конкретного производственного процесса. Эти закономерности представляют собой проявления изменений работоспособности. Изменения работоспособности в течение рабочей смены, суток, недели и т.д., отражающих связь организма человека с условиями и характером трудовой деятельности, является исходной базой для построения рациональных режимов труда и отдыха в эти промежутки времени.
Физиолого-гигиенические вопросы, несмотря на их прямую связь с работоспособностью, производительностью труда, является важной социальной проблемой. Поэтому борьба с усталостью и перенапряжением должно осуществляться комплексно, включая технические, организационные, гигиенические и психофизиологические мероприятия. Основными из них являются: широкая механизация и автоматизация производственных операций; организация рационального режима труда и отдыха; оптимизация санитарно-гигиенических условий труда, совершенствование рабочих движений и рабочей позы, оборудование рационального рабочего места и оборудования с учетом антропофизиологичних особенностей организма; правильное, рациональное производственное обучения, ослабление неблагоприятного воздействия монотонности, меры по предотвращению гиподинамии формирование добросовестного отношения к труду в трудовых коллективах (осознание полезности труда, благоприятный психологический микроклимат, широкая гласность, материальная заинтересованность, соревнования и т.д.) эстетическое оформление рабочего места организация и проведение профотбора и профориентации .
Работоспособность организма — это способность к психофизиологической действия. Она может состоять из превращение одного вида энергии в другой, осуществляет определенная функциональная единица (нервная клетка, мышцы и т.д.). Работоспособность создается движущими силами организма — процессом возбуждения и энергетическими веществами, обеспечивающие этот процесс. Наконец, работоспособность определяет количественную сторону преобразований, осуществляемых человек над предметами, явлениями, понятиями и др.., Т.е. определяет количество специфического, что является результатом его профессиональной деятельности.
В организме человека энергетических веществ очень много. Но существенная особенность деятельности человеческого организма заключается в том, что именно непрерывное использование энергетических веществ определенное пределами. Это ограничение И. П. Павлов называл «пределом работоспособности«. Изучая деятельность больших полушарий мозга, ученый установил, что при непрерывной работе одни и те же корковые клетки могут беспрепятственно использовать только определенное количество энергетических веществ. Это количество энергетических веществ является величиной, единицей работоспособности, мобилизации которой для определенной трудовой деятельности организм не препятствует.
Типы нервной системы — другой важный фактор, определяющий единицу работоспособности конкретного человека. В индивидуальных свойств организма принадлежит сила нервной системы, т.е. единица работоспособности. Это свойство является важнейшей составляющей типа нервной системы. Слабый тип имеет сравнительно небольшую работоспособность. Сильные типы, наоборот, характеризуются повышенным уровнем работоспособности.
Остановимся на начальной работоспособности. На самом деле работники, начиная работу, могут иметь неодинаковую работоспособность. Кроме здоровья, рационального питания важным фактором, влияющим на уровень начальной работоспособности, является мотивация.
Речь идет о совокупности материальных и моральных стимулов, на основе которых человек во время трудовой деятельности ставит перед собой конкретные цели, которые соответствуют профессии. При соблюдении этих условий у исполнителя работы появляется высокая заинтересованность в осуществлении цели его производственной деятельности, вследствие чего исполнитель начинает работать, имея максимальный начальный уровень заинтересованности.
Кроме мотивации на начальную работоспособность влияет возраст, а также другие факторы. Важное значение имеет соотношение труда и отдыха, т.е. продолжительность работы, которой в предыдущий момент был занят организм, и продолжительность его следующего отдыха.
Основным фактором, вызывающим усталость, есть напряженная деятельность (нагрузки). Кроме абсолютной единицы нагрузка на ступень развития утомления влияет также ряд факторов, среди которых необходимо отметить следующие:
статический или динамический характер нагрузки;
интенсивность нагрузки, т.е. ее распределение во времени;
постоянный и ритмический характер нагрузки.
Статическое физическая нагрузка при прочих равных условиях приводит к развитию большей усталости, чем динамическое, причем субъективное ощущение усталости в этом случае имеет особенно ощутимы проявления.
Время наступления ощущение усталости и ее черты зависят от степени интенсивности нагрузки: при увеличении интенсивности нагрузки утомление наступает раньше, при уменьшении — время наступления утомления не изменяется (в последнем случае производительность труда существенно снижается, что невыгодно). Существует определенная оптимальная интенсивность нагрузки, в условиях которой усталость развивается медленнее.
Кроме единицы нагрузки существует ряд дополнительных факторов, способствующих развитию утомления. Сами по себе они не приводят к развитию утомления, однако, совпадая с действием основного фактора, способствуют преждевременному и четко очерченном наступлению усталости. Эти факторы можно разделить на четыре большие группы:
1) микроклимат;
2) использование техники;
3) нарушение режима труда и отдыха;
4) эмоциональные факторы.
К первой группе относятся такие факторы: пониженное содержание кислорода в воздухе, которым человек дышит, повышенное содержание углекислого газа, высокая температура среды, повышенная влажность, изменения барометрического давления и др..
Среди факторов, относящихся ко второй группе, следует назвать следующие: изменение состава воздуха — загрязненность его различными газами (например, продуктами неполного сгорания топлива), действие механических сил, что приводит к вибрации, ускорения влияния электромагнитных колебаний, шумов и ультразвука, изменения освещения , неудобство рабочих поз и т.д..
К третьей группе относятся факторы, связанные с нарушениями режима труда и отдыха: недостаточно времени для восстановления сил после утомления, неправильное использование перерывов между работой, непродуманное планирование режима труда и отдыха.
На развитие утомления существенно влияют эмоциональные факторы: время ощущение человеком усталости, ее общего и специального физического развития и др..
Среди видов утомления следует выделить такой специфический вид утомления, возникающего при отсутствии деятельности. Такое довольно часто встречается в современном производстве среди специалистов, деятельность которых связана с приемом информации, поступающей нерегулярно и неожиданно, то есть работают в режиме ожидания. Этот вид усталости занимает промежуточное место между физическим и общей умственной усталостью. Чувство усталости у этих специалистов частично обусловлено статической рабочей позой, хотя в основном определяется развитием сенсорного напряжения.
Исследования доказывают, что на тяжесть труда особенно влияет комплекс производственных факторов: шум, загрязненность, температура и др..
Кроме того, влияние на человека этих факторов не рассматривается отдельно. Например, шум выше нормы влияет на человека иногда слабее, чем шум в допустимой норме с повышенной температурой.
Сейчас большинство физиологов труда связывают тяжесть труда с усталостью. При преобладающем нагрузке на мышечную систему говорят о тяжести физического труда, когда преобладает работа с нагрузкой высших отделов центральной нервной системы — о тяжести умственного труда.
Такое разделение достаточно условно, так как при физической и умственной усталости всегда возникают функциональные изменения в общей звене — в деятельности центральной нервной системы и прежде всего в высшей нервной деятельности человека.
Функциональные изменения в организме человека могут быть вызваны:
санитарно-гигиеническими условиями;
большим физическим или умственным нагрузкам;
низкой или высокой температурой среды;
отсутствием двигательной активности при нервно-эмоциональном напряжении или значительной физической нагрузке при «информационном голодании» и другие.
Совместная работа требует рационализации при разделении труда по времени — по часам суток, дням недели и более длительными промежутками времени.
В процессе труда работоспособность, т.е. способность человека к трудовой деятельности определенного вида, а соответственно и функциональное состояние организма изменяются. Поддержание работоспособности на оптимальном уровне — основная цель рационального режима труда и отдыха.
Режим труда и отдыха — это установленные для каждого вида работ порядок чередования времени работы и отдыха и их продолжительность.
Для определения рациональных режимов труда и отдыха необходимо учитывать такие принципы их разработки:
удовлетворение потребностей производства;
обеспечение наибольшей работоспособности человека;
совпадение общественных и личных интересов.
Первый принцип заключается в том, что при установке оптимального режима труда и отдыха необходимо определить параметры, способствующие лучшему использованию производственных фондов и обеспечат эффективное развитие производства. Режимы труда и отдыха построены для рационального производственного режима, с тем чтобы обеспечить нормальное прохождение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоя в рабочее время.
Согласно второму принципу строить режимы труда и отдыха нужно с учетом уровня работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в определенные периоды деятельности. Итак, учитывая физиологические возможности человека и законодательство по охране труда, следует разработать такой порядок чередования времени труда и отдыха и определить такую ??их длительность, чтобы обеспечить наивысшее работоспособность и производительность труда.
Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен учитывать и обеспечивать определенной степени удовлетворения личных интересов работников и отдельных категорий работающих (женщин, молодежи, обучающихся).
Таким образом, при определении оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью которого является полное и всестороннее оценивание его оптимизации по учету личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.
Следует отметить, что научно обоснованным режимом труда и отдыха на предприятии считается такой, что обеспечивает одновременно сохранение повышенной работоспособности и производительности труда сотрудников и создание благоприятных условий для всестороннего развития человека.
Физиологические основы построения режимов труда и отдыха побуждают к решению таких вопросов: когда должны начинаться перерыва, их количество, продолжительность; какой смысл кроется, собственно, в самом отдыха.
Динамика работоспособности человека — это научная основа для разработки рационального режима труда и отдыха. Физиологи установили, что работоспособность — величина переменная, связанная с изменениями характера протекания физиологических и психических функций в организме. Высокая работоспособность в любом виде деятельности обеспечивается только в том случае, когда трудовой ритм совпадает с естественной периодичностью суточного ритма физиологических функций организма. В разные промежутки времени организм человека неодинаково реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку, а работоспособность человека и производительность труда в течение суток испытывает некоторых колебаний. Соответствии с суточным циклом наивысший уровень работоспособности наблюдается с 8 до 20 часов.
Работоспособность снижается в вечерние и ночные часы. Особенно неблагоприятный период с 1 до 4 часов ночи.
Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазовым развитием. Различают следующие фазы:
Фаза нарастающей работоспособности. В течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной. Зависимости от характера деятельности и личных качеств человека эта фаза длится от нескольких минут до 1,5-2 часов.
Фаза устойчивой высокой работоспособности характеризуется тем, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние совпадает с высокими трудовыми показателями (повышение добычи, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, уменьшение ошибочных действий). Зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение двух и более часов.
Фаза развития утомления и связанное с этим снижение работоспособности длится от нескольких минут до нескольких часов и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей трудовой деятельности.
Динамика работоспособности в течение рабочей смены графически представляет собой ломаную линию, растет в первые часы работы, затем находится на достигнутом высоком уровне и убывающую к обеденному перерыву. Приведенные фазы работоспособности повторяются и после обеда. При этом фаза нарастающей работоспособности проходит быстрее, а фаза устойчивой работоспособности ниже по уровню и длительнее, чем до обеда. Во второй половине рабочей смены снижение работоспособности наступает раньше и развивается стремительнее через более глубокую усталость.
Для динамики работоспособности человека в течение суток, недели характерна та же закономерность, что и для работоспособности в течение смены. В разное время суток организм человека по-разному реагирует на физическую и нервно-психическую нагрузку. В соответствии с суточным циклом работоспособности наивысший ее уровень наблюдается в утренние часы и днем: с 8 до 12 часов и с 14 до 17 часов. В вечерние часы работоспособность понижается, достигая своего минимума ночью. Днем понижение работоспособности, как правило, наблюдается в период с 12 до 14 часов, в ночное время — с 3 до 4 часов.
При составлении недельных режимов труда и отдыха следует учитывать, что работоспособность человека не является стабильным показателем течение недели, а претерпевает определенные изменения. В первые дни недели работоспособность постепенно возрастает в связи с постепенным вхождением в рабочий процесс. Достигая наивысшего уровня на третий день, работоспособность постепенно снижается, резко падая в последний день рабочей недели. Зависимости от характера и степени тяжести труда колебания недельной работоспособности бывают большими или меньшими.
Знание закономерностей изменения недельной работоспособности поможет решать ряд практических вопросов. Характер кривой недельной работоспособности является обоснованием целесообразности установления рабочего периода продолжительностью не более шести дней.
При пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями (суббота и воскресенье) характер изменения работоспособности сохраняется. Однако в связи с двухдневным перерывом в работе могут происходить некоторые нарушения динамического стереотипа и период привыкания может быть продолжительным.
В годовом цикле, как правило, высокий уровень работоспособности наблюдается в середине зимы, а самый низкий — в жаркое время летом.
Годовые режимы труда и отдыха предусматривают рациональное чередование работы с периодами длительного отдыха, поскольку ежедневный и недельный отдых не предотвращают накопление усталости полной мере. Ежегодный отпуск предусмотрена законодательством, ее продолжительность устанавливается в зависимости от тяжести труда, но не может быть менее 14 календарных дней. Отпуск продолжительностью до 24 дней целесообразно использовать единовременно, а при более длительного отдыха — в два этапа.
Согласно природных суточных ритмов физиологических процессов, происходящих должно осуществляться также порядок чередования смен: утренняя, вечерняя, ночная.
Однако на некоторых предприятиях, широко использующих труд женщин, хорошо зарекомендовал себя обратный порядок чередования, что позволяет повысить дневной отдых после ночной смены: бригада из ночной смены заступает на работу в вечернюю, затем в утреннюю смену.
Разрабатывать новые режимы труда и отдыха или совершенствовать существующие следует исходя из особенностей изменения работоспособности. Если во время работы наблюдаться периоды наивысшей работоспособности, работник сможет выполнить максимум работ при минимальных затратах энергии и минимальной утомляемости.
При рационализации суточных режимов труда и отдыха эффективность порой зависит и от того, насколько правильно учтены ритмы суточных физиологических процессов человека, т.е. при определении оптимального режима труда и отдыха необходимо установить такие их параметры, способствующие наибольшей эффективности производства.
Опыт и результаты применения различных типов режимов графика рабочего времени как в нашей стране, так и за рубежом свидетельствуют о большой их эффективность и социально-экономическую целесообразность.
Для корректировки режимов труда, применяются чаще, необходимо четко определить динамику развития производственной усталости, а также (если это возможно) степень ее развития в отдельные моменты рабочего времени.
Существует много методов, позволяющих исследовать изменения работоспособности и усталости по состоянию физиологических функций.
В распространенных методов физиологических исследований непосредственно в условиях производства относятся:
1. Динамометрия. Исследование максимальной силы с помощью специальных динамометров.
2. Устойчивость к статическим усилиям.
3. Частота ударов пульса, зарегистрированная в условиях производства или пальпаторно, или с помощью приборов, является одним из важных показателей дееспособности сердечно-сосудистой системы.
4. Артериальное давление. Характеризуя преимущественно состояние сердечно-сосудистой системы и работу сердца, артериальное давление находится в тесной связи с центральным нервным аппаратом, что позволяет за его динамикой свидетельствовать о состоянии организма в целом. Регистрируют артериальное давление с помощью таких приборов, как тонометры, механокардиографы и др..
Актуальность восстановления психофизической работоспособности можно рассматривать в двух основных направлениях: экономическая отдача и повышения качества жизни работника.
Условия работы предполагают влияние различных неблагоприятных факторов: шум, вибрация, перепады температур, физические и нервно-психические перегрузки, граничащих со стрессами, связанные с ответственностью за выполняемую работу.
Долгосрочное влияние этих факторов на организм человека ухудшает состояние здоровья и приводит к возникновению различных заболеваний, отрицательно сказывается на выполнении работниками служебных обязанностей и снижает качество жизни.
Предлагаемая система психопрофилактики и реабилитации строится исходя из особенностей профессиональной деятельности, и основывается на принципах: индивидуальности, партнерства, единства психосоциальных и биологических методов воздействия, схидчастости и нормализации.
Схема реабилитации (восстановления) работоспособности состоит из четырех этапов:
Первый этап, психофизиологическая диагностика, предполагает изучение психических реакций, обусловленных спецификой труда работника.
При первичном обследовании измеряются такие психофизиологические характеристики, как сенсомоторная активность, латентный период простой слухо-моторной реакции (ЛП ПСМР), латентный период простой зрительно-моторной реакции (ЛП ПЗМР), латентный период зрительно-моторной реакции выбора (ЛП ЗМРВ) координационная функция (статический и динамический тремор) концентрация и устойчивость внимания; диагностируется уровень расхождения между реальным и идеальным «Я», осуществляется оценка нервно-психического напряжения, астении, сниженного настроения делается вывод о преимуществе той или иной симптоматики и о степени влияния ее на профессионально значимые качества, что и определяет сроки пребывания на реабилитации.
Критерием оценки состояния пациентов служила международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ), раздел F 43 «Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации», в котором выделяют следующие диагностические рубрики:
F 43.
0 — «Острая реакция на стресс»
F 43.1 — «Посттравматический расстройство»
F 43.2 — «Расстройство адаптации».
Второй этап, восстановительной терапии, заключается в усилении различных компенсаторных механизмов и восстановлении нарушенных у работника физиологических функций. На этом этапе большое значение приобретают различные методы физиотерапии и ЛФК.
Третий этап реабилитации, восстановления индивидуальной и общественной значимости работника, обновления гармоничных отношений с окружающей действительностью.
С этой целью предлагаются использовать методы психокоррекции: поведенческую психотерапию, лично-ориентированную терапию, гештальт-терапию, НЛП, Ериксоновський гипноз, АО, гипнотерапию и другие. Эти методы коррекции позволяют осуществлять следующие программы:
1. Суггестивная программа направлена на симптоматическое разрешение, прежде всего путем суггестии и рационального пересмотра сложной производственной ситуации.
2. Кризисная программа имеет более специфическое значение. Это краткосрочная психоаналитическая ориентированная (динамическая) терапия, направленная как на осознание внутриличностных (кризисных) проблем, так и на поиск путей решения напряженных межличностных отношений.
3. Лично-ориентированная программа имеет целью выявление и осознание внутришньособистисного конфликта, выяснение возможных подходов к оценке иерархии ценностей путем психологической защиты в конкретной психотравмирующей ситуации.
4. Гештальт-программа направлена ??на снятие блокировок она стимулирует процесс развития человека, реализации его возможностей и направленность за счет создания внутренней точки опоры и оптимизации процессов саморегуляции.
5. Нейро — лингвистическое программа заключается в проигрывании психотравмирующих событий прошлого, их эмоциональном реагировании, фиксации позитивных переживаний в настоящем и закреплении полученного опыта путем вибудовання к будущему с последующей экологической проверкой.
6. Программа аутотренинга способствует овладению навыками саморегуляции не только в разных эмоционально значимых ситуациях, а прежде всего в конкретных производственных условиях.
Четвертый этап (заключительный) — закрепление достигнутых изменений и контрольная психофизиологическая диагностика.
Таким образом, такой подход к реабилитации, способствует более раннему восстановлению трудоспособности, улучшению психофизиологических показателей и устранению имеющейся симптоматики, снижению заболеваемости с временной утратой трудоспособности и предупреждения преждевременного выхода из активной производственной сферы в наиболее трудоспособном возрасте.
Исследованием эффективности памяти в связи с мотивацией профессиональной деятельности занимались многие как зарубежных, так и отечественных ученых (А. Н. Леонтьев, П. И. Зинченко, Т. Д. Среда, С. П. Бочарова, Г. В . Репкина, П. Б. Невельского, Дж. Миллер, Дж. Сперлинг, А. Ц. Пуни). Эта проблема является весьма актуальной и перспективной, как в плане раскрытия общих закономерностей профессиональной памяти в связи с мотивацией деятельности, так и в плане разработки более эффективных методов развития памяти профессионала.
Профессиональная память людей всегда развивается в связи с интересами к определенным видам деятельности, целеустремленностью и эмоциональными переживаниями, которые сопровождают получение значимых для личности результатов деятельности. Известно, что память — это саморегулирующаяся система, которая обладает высокой избирательностью. Элементы мотивации хранятся в долговременной памяти и направляют кратковременную память на фиксацию определенной (важной) информации в соответствующих условиях деятельности.
В российской психологии концепция развития памяти в связи с профессиональной деятельности получили особое развитие. Исследования таких ученых, как А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова показали, что протекание различных психических процессов, в том числе и мнемичних механизмов памяти, существенно зависит от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов и целей, средств осуществления. Мотивы рассматривались в неразрывной связи со структурой человеческой деятельности. Соответственно понятия мотив определялось как то, что побуждает и направляет человеческую деятельность. В. Г. Леонтьев говорит о мотиве, как о системном средство организации активности человека.
Некоторые ученые пришли к выводу, что высокая положительным мотивация может играть роль фактора, компенсирующего в случае недостаточно высоких здаибностей.
Ведущим системообразующим фактором в системе человеческой памяти является мотивационна направленность деятельности. При этом важнейшим определяющим фактором продуктивность памяти в любой конкретной деятельности является исходный уровень ее ориентации на будущее .. Те же действия будут вызывать различные характеристики памяти в зависимости от целевого содержания и ориентации относительно представленного.
Анализ отечественной и зарубежной литературы на тему взаимосвязи мотивации, структуры деятельности и эффективности функционирования мнемических процессов позволяет сделать следующие выводы:
· Мотив — это решающий фактор при выборе профессии.
· Успешность профессиональной деятельности личности определяется эффективностью функционирования мнемичниих процессов, потому что память сохраняет приобретенный опыт и обеспечивает возможность его дальнейшего использования.
Память — это саморегулирующаяся система, обладает высокой избирательностью, которая связана с мотивационными установками личности.
· Мотивация личности, включает интересы, потребности и жизненные цели субъекта, является важнейшей движущей силой, необходимым фактором эффективности памяти профессионала.
Существует много факторов, которые вли-вают на производительность труда.
Основные факторы влияния на производительность труда — организация рабочего места режим напряжения и отдыха при работе окраски стен помещения отношение к труду
Они формируют общий настрой на работу и облегчают или ус-кладнюють появление трудовых усилий.
Разрабатывая критерии профессиографической оценки (описание характери-стик труда) степени нервного напряжения в процессе труда, полезное туються характеристиками, которые отражают напряжения сенсорного аппарата, высших нервных центров, обеспечивающих функции внимания, мышления, регуляции движений. На сегодня составлены специальные таблицы классификации труда по степени нервно-эмоционального напряжения, в основу которых положены следующие показатели:
интеллектуальное и эмоциональное нагрузки;
продолжительность сосредоточенного наблюдения;
количество объектов одновременного наблюдения, является производственно-важными;
количество сигналов в час;
темп;
нас активных действий;
необходимость самостоятельного поиска повреждений;
монотонность труда;
напряжения зрения;
точность выполнения работы;
изменчивость;
режим труда и отдыха.
Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы. Сильный тип имеет наибольшую работоспособность, слабый — незначительную.
Пра-это способность зависит от таких факторов, как возраст, здоровье человека, пол, навыки в работе, санитарно-гигиенические условия и т.д.. Определенной степени на нее влияют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.
Продлить устойчивую работоспособность можно за счет
оптимального уровня напряжения психофизиологических функций,
комфортными условиями работы,
правильным сочетанием режимов труда и отдыха,
про-ведением физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки,
ис-пользованием специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков,
специальным информированием человека о результатах ее деятельности,
надзором и контролем за ее работой.
Комфортные условия обеспе-пеку, кроме высокой работоспособности, хорошее самочувствие, при этом не возникают опасные напряжения компенсаторных систем организма, здоровья человека не ухудшается долгое время.
Известно, что на работоспособность, производительность труда, на жизнедеятельность в целом влияет отдых. Отдых может быть двух типов — актив-ный и пассивный.
Активный отдых — это, например, занятия спортом, ту-ристични поездки, походы в лес, поездки, плавание в бассейне и т.д.. Именно активный отдых способствует повышению работоспособности, улучшению психического состояния личности, настроения.
Пассивный отдых — просмотр кинофильмов, слушание музыки, сидя, лежа, чтение книг и т.д.. Особым, но обязательным, видом такого отдыха является сон.
Известно, что беспокойные ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей, страха, когда жизнь словно висит на волоске, а силы нет чтобы дать отпор — все это негативно сказывается на состоянии, а соответственно на активности ее жизнедеятельности.
На работоспособность человека влияют и времени года. Например, сни-жение работоспособности наблюдается весной, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*