Необходимость транспорта в наше время не вызывает сомнений. Транспортные средства имеют большое позитивное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышение его роли в жизни людей сопровождается не только положительным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных средств и дорожно-транспортных происшествий (ДТП).
Автомобильный транспорт. В мире ежегодно в результате ДТП погибает 250 тысяч человек и примерно в 30 раз большее количество получают травмы.
Большое значение при авариях имеет психологический фактор, в частности эмоциональный стресс. Для пассажиров, совершенно не подготовленных и не знакомых с обстоятельствами возможных аварий, этот фактор играет негативную роль. Люди, которые подготовлены, знают о возможных аварийных ситуациях, а также о том, что делать при их возникновении, совершат меньше ошибок при аварийной ситуации, которая может спасти им жизнь. Поэтому необходимо, чтобы каждый пассажир в целях повышения личной дорожно-транспортной безопасности знал аварийные ситуации, характерные для того или иного вида транспортных средств, услугами которого он воспользовался, был хорошо знаком со средствами индивидуальной и коллективной защиты, находящихся на транспортном средстве, знал методы их использования.
Воздушный транспорт. С момента возникновения авиации возникла проблема обеспечения безопасности авиаполетов. В отличие от других видов транспорта, отказа двигателей в полетах практически всегда приводят к неизбежным катастрофическим последствиям. В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиационных катастроф, в 35 из которых погибают все паса жиры и экипаж. Около двух тысяч человеческих жизней ежегодно уносят авиационные катастрофы, а на дорогах мира ежегодно гибнет более 250 тысяч человек. Следовательно, риск попасть под колеса автомобиля в 10-15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе.
Анализ авиационных катастроф в мировом масштабе показывает, что общий шанс на спасение в авиакатастрофах при полетах на больших реактивных авиалайнерах значительно выше по сравнению с небольшими самолетами.
Последствия при авиакатастрофах для пассажиров могут быть: от слабого невротического шока до тяжелых многочисленных травм.
Железнодорожный транспорт. Пассажиры железнодорожного транспорта также находятся в зоне повышенной опасности. Зонами повышенной опасности на железнодорожном транспорте являются: железнодорожные пути, переезды, посадочные платформы и вагоны, в которых пассажиры совершают переезды. Постоянную опасность представляет система электроснабжения, возможность аварий, столкновения, получения травм при посадке или высадке. Кроме этого, железнодорожными путями перевозятся опасные грузы: от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов и взрывчатых веществ.
Наибольшую опасность для пассажиров представляют пожары в вагонах. Обусловливается это тем, что в вагонах (замкнутом пространстве) всегда находится большое количество людей. Температура в очаге пожара очень быстро повышается с образованием токсичных продуктов горения. Особенно опасны пожары в ночное время на больших перегонах, когда пассажиры спят.
Морской транспорт. Как и все другие виды транспортных средств, мореходство связано с возможностью аварий, катастроф и риском для жизни человека. Возможный риск для жизни человека на морских транспортных средствах значительно выше, чем на авиационных и железнодорожных видах, но ниже, чем на автомобильных.
В мировом морском транспорте ежегодно несут аварий более 8000 кораблей, из них погибает более 200 единиц (3%). Непосредственной опасности для жизни при аварии подвергаются более 6000 человек, из которых около 2000 погибают (33%).
Самая тяжелая в истории мореплавания катастрофа пассажирского судна «Дона Пас» в районе Филиппин унесла 3132 жизни. Ошибки экипажа привели к гибели технически исправных кораблей «Михаил Ломоносов» и «Адмирал Нахимов» при спокойном море и ясной погоде.
В процессе развития аварии при возникновении угрозы гибели корабля возникает необходимость принять меры для быстрой эвакуации пассажиров. Операция по эвакуации уже сама по себе связана с риском для жизни людей, особенно в условиях штормовой погоды. Наибольшая опасность возникает тогда, когда отказывают устройства. Невозможность оставить в таких случаях корабль приводит к тому, что пассажиры теряют шансы на спасение и попадают в сложнейшую ситуацию.
Риск для жизни пассажиров возникает при спуске на воду спасательных средств, а именно: при опрокидывании шлюпки, сильных ударах о борт корабля и т.д. Потеря шансов на спасение может возникать вследствие неправильного использования спасательных жилетов или когда люди прыгают с высоты 6-15 м с борта тонущего корабля.
Гипотермия представляет главную опасность для пассажиров, которые спасаются в шлюпках или на плотах. Чтобы замедлить переохлаждение организма и увеличить шансы на выживание необходимо голову держать как можно выше над водой, так как более 50% всех теплопотерь организма приходится на голову. Удерживать себя на поверхности воды надо так, чтобы минимально тратить физические усилия.
Находясь на спасательном плоту, шлюпке или в воде, человек должен стараться преодолеть панику, растерянность, верить в то, что ее спасут. Такое поведение в экстремальных ситуациях увеличивает шансы человека на выживание.
Оставить комментарий